Нажмите "Нравится" чтобы следить за страницей CultLook
Нажмите "Подписаться", чтобы следить за новостями CultLook
АЛЕКСЕЙ ЗЫГМОНТ
УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА
подготовлено в рамках цикла "Религия и насилие: модели для сборки"

18+

Внимание! Мнение автора может не совпадать с мнением редакторов
«В поле Каин бросился на Авеля и убил его... Каин в ту пору строил город и назвал его Енох, по имени сына. У Еноха родился сын Ирад, у Ирада - Мехияэл, у Мехияэла - Метушаэл, у Метушаэла - Ламех. Ламех взял себе двух жен: одну звали Ада, а другую - Цилла. У Ады родился сын Явал, и от него произошли те, кто живет в шахтах и пасет скот, а от его брата Ювала - все те, кто играет на лире и свирели. У Циллы родился сын Тувал-Каин - кузнец, от которого произошли все, кто кует медь и железо»

Быт 4:8, Быт 4: 17-22
I
В начале было убийство
Концепт учредительной жертвы в его первоначальном виде был предложен франко-американским философом, антропологом и богословом Рене Жираром в его втором и наиболее известном труде, «Насилие и священное» (1972). Внимание мыслителя привлекает единственная идея, которую он обнаруживает во множестве генетически никак не связанных между собой мифов: это идея жертвоприношения божества, в результате которого возникает либо весь мир, либо культура. В качестве примера таких персонажей можно привести как классических умирающих и воскресающих богов - Диониса, Адониса, Таммуза, Аттиса, Осириса, - так и божественных или демонических первопредков вроде Пуруши, Имира, Паньгу, Тиамат и Кингу и т.д.

Это изначальное жертвоприношение воспроизводится затем в годовом ритуальном цикле, в рамках которого мир и культура каждый раз как бы творятся заново. Однако вот вопрос:
Если жертвоприношение есть прежде всего убийство, будь то человека или замещающего его животного, и если как социальный акт оно воспроизводит память о чем-то, что лежит у самих истоков общества, то не может ли быть так, что это «что-то» было реальным убийством?
В итоге Жирар приходит к выводу о том, что так оно и есть, и что все эти мифические персонажи - на самом деле люди, убитые другими людьми и затем обожествленные в связи с тем, что их смерть оказалась каким-то образом полезной кровожадной толпе. «Польза» эта заключается прежде всего в том, что коллективное насилие над произвольно избранным козлом отпущения позволяет конвертировать личные разборки всех со всеми в единодушное насилие всех против одного, после чего благодарные за такой выход люди просто не могут остаться у невольной жертвы в долгу. В вышеприведенной цитате из Книги Бытия после убийства Авеля его брат Каин создает первый город, а его потомки - скотоводство, музыку и кузнечное ремесло, - одним словом, культуру.
II
De cadaveris
Утверждение о том, что убийство лежит в основании человеческой культуры как таковой, на первый взгляд может показаться слишком радикальным. Однако не подлежит сомнению, что люди очень часто считали насильственную смерть необходимым условием для создания новой реальности. Сотворение мира в мировой мифологии обычно становится возможным лишь благодаря чьей-либо смерти. Неважно даже, было ли это жестокое убийство или добровольная жертва: так, например, вавилонский Мардук творит вселенную из трупа Тиамат, а людей - из крови Кингу; в одной из версий ацтекской космогонии боги Кетцалькоатль и Тецкатлипока творят мир из трупа чудовища Тлальтекутли, индоарийский Пуруша и северогерманский Имир были убиты младшими богами, рассечены на части и использованы для сотворения космоса; когда умирает китайский Пань-гу, он опять же становится целым миром:
Жирар Р.
Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 125.
Старшая Эдда
Речи Гримнира (40-41)
Полная версия
Имира плоть
стала землей,
кровь его - морем,
кости - горами,
череп стал небом,
а волосы - лесом.

Из ресниц его Мидгард
людям был создан
богами благими;
из мозга его
созданы были
темные тучи.
ПУРУША-СУКТА - Гимн Пуруши
5. От него Вирадж родилась,
От Вираджи - Пуруша.
Родившись, он стал выступать
Над землей сзади и спереди.

6. Когда боги предприняли жертвоприношение
С Пурушей как с жертвенным даром,
Весна была его жертвенным маслом,
Лето - дровами, осень - жертвенным даром.

7. Его как жертву кропили на жертвенной соломе, -
Пурушу, рожденного в начале.
Его принесли себе в жертву боги
И (те,) что садхьи и риши.

8. Из этой жертвы, полностью принесенной
Было собрано жертвенное масло.
Он сделал из него животных, обитающих в воздухе,
В лесу и (тех,) что в деревне.

9. Из этой жертвы, полностью принесенной,
Гимны и напевы родились,
Стихотворные размеры родились из нее,
Ритуальные формулы из нее родилась.

10. Из нее кони родились
И все те (животные), у которых два ряда зубов,
Коровы родились из нее,
Из нее родились козы и овцы.

Вариант зороастрийской космогонии, VI в.
Рапопорт Ю.А. Космогонический сюжет на хорезмийских сосудах // Средняя Азия в древности и средневековье. М.: 1977. С. 66.
Относительно способа, каким и субстанции, из которой было создано небо. Был некий инструмент, подобный пламени огня, чистого в свете; он был создан из Бесконечного Света; и из него все творение было создано: и, после того как он был создан, он был помещен в тело; и три тысячи лет он содержался внутри тела, и он постоянно рос и становился лучше. Затем он образовал одну за другой все вещи из своего тела. Первым небо было создано из его головы... Ормазд помещался внутри него со своим творением. И земля была создана из его ног... И воды были созданы из его слез... И растения были созданы из его волос... И огонь был сотворен из его духа, и сияние его было создано из Бесконечного Света...
Книга Бытие
  1. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
  2. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
  3. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
  4. и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
  5. а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
  6. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
  7. если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
  8. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
  9. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
  10. И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
  11. и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
  12. когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
  13. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;
  14. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
  15. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
  16. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
  17. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
  18. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
  19. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
  20. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
  21. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
  22. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
  23. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
  24. если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
Миф о Пань-Гу
Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М.: 1965. С. 326.
В конце концов он (Пань-гу), подобно всем людям, упал и умер. Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - солнцем, правый - луною, туловище с руками и ногами - четырьмя странами света и пятью знаменитыми горами, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвою, волосы на голове и усы - звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле - травами, цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг и т.п. - блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающим жемчугом и яшмой, и даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершенно бесполезный, превратился в капельки дождя и росу. Одним словом, Пань-гу, умирая, всего себя отдал тому, чтобы этот новый мир был богатым и прекрасным
Эта же логика воспроизводится также в известных по всему миру «строительных жертвах»: здесь прочность нового дома, моста или стены обосновывается тем, что в их фундаменте заложен чей-либо труп. Места, где была пролита кровь, иногда особенно подходят для возведения на них культовых сооружений - например, так называемых Храмов-на-Крови, хотя это скорее исключение из правила.
Зеленин Д.К.
Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. М.: Индрик, 2004. С. 145-169.
Храм Спаса-на-Крови
Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.
Хотите читать больше?
Подпишитесь на новости CultLook чтобы быть в курсе последних событий, материалов и возможностей!
III
Плодотворная смерть
Скрываются ли за героями мифов реальные люди или нет, и заменялись ли люди животными в ходе обрядов, идея плодотворной смерти с древнейших времен и по сей день оказывает живейшее влияние на человеческое воображение.
Обстоятельства этой смерти могут быть двоякого рода в зависимости от того, кто кого убивает.
1
Если мы убиваем кого-то ради создания чего-то нового, то это учредительное убийство. Целеустремляющее слово «ради» является здесь ключевым. Именно этого, например, изначально требует Господь Бог от праотца нашего Авраама: убийство Исаака необходимо ради того, чтобы от него мог произойти великий народ.
Согласие жертвы иногда обыгрывается как что-то хорошее, но в общем является необязательным. Люди, которых японцы вплоть до XVI в. замуровывали в опору моста в ходе ритуала хитобасира, как утверждают, отдавали свою жизнь добровольно. А вот Исаак или Авель, кажется, мало рассчитывали на такое развитие событий.
Хитобасира (яп. 人柱, «живой столб»)
Древний японский ритуал человеческого жертвоприношения, при котором жертву заживо замуровывали в одну из опор для будущего строения (обычно моста). В качестве жертвы, как правило, выступала мать с младенцем. Считалось, что такой обряд должен защитить постройку в случае землетрясения, военных тревог и прочих бедствий.

Jacqueline Ilyse Stone, Mariko Namba Walter. Death and the Afterlife in Japanese Buddhism. University of Hawaii Press, 2008. P. 204.
Жирар Р.
Я вижу Сатану, падающего, как молния. ББИ, 2015. С. 92-93.
2
Если кто-то из наших умирает в результате взаимодействия с врагом, то это мученичество. Прообраз всех мучеников - Христос, - согласно первоначальным трактовкам его смерти, погиб в результате взаимодействия либо с божьей справедливостью, либо со смертью, либо с дьяволом.И совершенно неслучайно христианскую Церковь называют «телом Христовым»: она является им в буквальном смысле слова, поскольку возникает в результате учредительного жертвоприношения.
J. Denny Weaver
VIOLENCE IN CHRISTIAN THEOLOGY
Текст
Мученичество тоже можно назвать учредительным убийством, однако его эффект «срабатывает» как бы помимо воли убийц: хотя христианские мученики и погибали от рук нечестивых правителей, их смерть делала возможным основание поместных церквей и служение литургии.
Важно, что никакие обстоятельства чьей-либо смерти не делают ее мученичеством сами по себе.
Оно всегда конструируется post factum и может служить фундаментом для чего угодно, начиная от дома, стены или колодца и заканчивая национальным государством. Большинство людей сегодня не считают мучениками монофизитов, старообрядцев, бахаи или тем более террористов-смертников, потому что их дискурсы слишком от нас удалены или не соответствуют нашим установкам.

Жертвоприношение в этом смысле воспроизводит структуру учредительного убийства, так что отличить одно от другого иногда возможно только в смысле их цели и результата, что одно и то же: цель жертвоприношения - например, победить Аммонитян, - несколько более эфемерна и процессуальна, в то время как учредительное убийство обычно позволяет сотворить весь мир или национальное государство. Кроме того, первое, в отличие от второго, может повторяться значительное число раз.

Суд. 11:30,31
"И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моём с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение"
IV
Мы и наши жертвы
Какое отношение все это имеет к современному миру? Даже если вынести за скобки тот факт, что идея мученичества остается по-прежнему актуальной для христианства, ислама или сикхизма, нарратив учредительного насилия, начиная с Нового Времени и по сей день, воспроизводится в дискурсах светских национализмов и революций.
Мы не знаем, стоит ли кто-нибудь за именами божественных первопредков, но можем быть уверены в одном:
Множество реально живших и по каким-либо причинам убитых людей ставятся в основание нового порядка прямо на наших глазах.
На полях:
То, что с одной стороны кажется учредительной жертвой, с другой может казаться мученичеством. Так, многие православные монархисты в России сегодня верят, что смерть Николая II была искупительной жертвой за грехи русского народа и предотвратила его уничтожение.
Так, для основания республики в эпоху Великой Французской революции учредительная жертва потребовалась в обоих видах

C одной стороны, в качестве мучеников почитались убитые врагами революционеры (Марат, Шалье, Лепетелье), с другой - казнь Людовика XVI стала убийством самого воплощенного в божественном королевском теле ancien régime. Через два года после этого, в 1795 г., площадь с заменившей королевскую статую гильотиной стали называть Площадью Согласия, и отнюдь не случайно. Совершенно такой же, хотя и не настолько ярко выраженный, смысл имело убийство Карла I или Николая II в ходе соответственно английской и русской революций.
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Однако королей мало и казнить их затруднительно, в то время как осмыслить чью-то смерть как мученичество гораздо проще


16 членов НСДАП, погибших во время неудавшегося «пивного путча» в 1923 г., после прихода национал-социалистов к власти были объявлены мучениками, для саркофагов с их телами было выстроено два Храма Почета, а на знамени с пятнами их святой крови освящали новые флаги. После победы Кубинской революции в 1959 г. Днем мучеников было официально объявлено 30 июля - день гибели троих молодых людей, погибших в ходе уличных столкновений с полицией. В Панаме аналогичный праздник совершается 9 января в память о событиях 1964 г.
День мучеников революции на Кубе
Революция собрала под свои знамена множество мужчин, способных нести оружие 30 июля 26 июля 1959 года в 5 часов 15 минут утра чисто символичный Совет Министров объявил 30 июля Днем чествования всех мучеников кубинской революции (Day of the Martyrs of the Cuban Revolution). Дата была выбрана в память о погибших в революционных сражениях подпольных революционерах. Имена их известны каждому кубинцу — Франк Паис Гарсиа, Рауль Пухоль и Рене Рамос Латоур. Они, одним из которых был самый молодой революционер — 22-летний Франк Паис Гарсиа (Frank Pais García) — были убиты на улицах Сантьяго.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1744/
© Calend.ru
Национальный день мучеников в Панаме
На мирный протест студентов военные США ответили огнем (Фото: dicogm, Shutterstock) 9 января Национальный день мучеников (National Martyrs' Day) учрежден в стране в память о событиях 1964 года. 9 января патриотическая демонстрация закончилась неоправданной жестокостью. Около двухсот учащихся и студентов с флагом Панамы прошли маршем вдоль зоны Панамского канала. По всем оценкам это должен был быть мирный протест против присутствия войск США. Надо сказать, что для панамцев освобождение от военного присутствия США долгие годы было вопросом исторической справедливости, поэтому постоянно возникали конфликты между жителями Панамы и североамериканскими военными.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2484/
© Calend.ru
Румынский Легион Архангела Михаила почитал как мучеников Моца и Марина - двоих солдат, отправленных на подмогу Франко и погибших. В 1939 г. им был объявлен также лидер движения Корнелиу Кодряну, убитый в тюрьме якобы при попытке побега.
Ion I. Moța [or Motza]
(5 July 1902, Orăștie, Austria-Hungary—13 January 1937, Majadahonda, Spain) was the Romanian nationalist deputy leader of the Iron Guard killed in battle during the Spanish Civil War.
Vasile Marin
(January 29, 1904 in Bucharest – January 13, 1937 in Majadahonda) was a Romanian politician, public servant and lawyer. A member of the National Peasants' Party until 1932, Vasile Marin become a prominent member of the Iron Guard. His death in the Spanish Civil War after volunteering to fight for the Nationalists along with the subsequent death of Ion Moța is credited with contributing to the growth of the Iron Guard.
Corneliu Zelea Codreanu
(Romanian pronunciation: [korˈneliu ˈzele̯a koˈdre̯anu] ( listen); September 13, 1899 – November 30, 1938)—born Corneliu Zieliński and commonly known as Corneliu Codreanu—was a Romanian politician of the far right, the founder and charismatic leader of the Iron Guard or The Legion of the Archangel Michael (also known as the Legionary Movement), an ultra-nationalist and violently antisemitic organization active throughout most of the interwar period. Generally seen as the main variety of local fascism, and noted for its mystical and Romanian Orthodox-inspired revolutionary message, the Iron Guard grew into an important actor on the Romanian political stage, coming into conflict with the political establishment and democratic forces, and often resorted to terrorism. The Legionaries traditionally referred to Codreanu as Căpitanul ("The Captain"), and he held absolute authority over the organization until his death.
Сейчас в интернете можно прочесть о «героях-мучениках палестинской революции», убитых в ходе палестинско-израильского конфликта.

Что касается светских национализмов, то в их основание обычно кладется память о безвременно убиенном вожде либо жертвах войны. История Соединенных Штатов начинается с убийства Линкольна, отдавшего свою жизнь за воссоединение страны и освобождение чернокожих рабов, и подпитывается национальными трагедиями вроде убийства Кеннеди или 9/11. Точно так же особым образом осмысленная трагедия Холокоста стала raison d'être для основания государства Израиль, хотя об этом и не принято говорить не только вслух, но и вообще. Это - лишь наиболее известный пример, и подобный смысл может быть вложен в любой геноцид.

В России существовало и существует немало культов «народных героев» и «героев войны», таких как Иван Сусанин, Павлик Морозов или Зоя Космодемьянская, которых иногда даже прямо называют «мучениками».
Semelin J.
Purifier et détruire. Usages politiques des massacres et génocides, Seuil, 2005.
Герои - мученики палестинской революции. Репрессивная машина сионизма отлажена на убийства...
Как сообщает министерство здравохранения, с начала октября евреи убили пятьдесят пять палестинцев, двенадцать из них – несовершеннолетние.
На данный момент в различных частях Палестины ранены около двух тысяч палестинских арабов...
Источник: http://www.palestine-info.ru/ru/default.aspx?xyz=U6Qq7k%2BcOd87MDI46m9rUxJEpMO%2Bi1s7B5HhS%2BVYikfrGE4vO3beyMZ%2BAZ1tvFZk0kziokaOoWFBCPOcKDrkj9JgjiJGiy4oYFBP3cF%2FTT8Npx0CxFWDhI0qMHGByy%2BQo%2FlwN9sMHdA%3D
«Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, ка­кая у ней была семья, как она выглядела, в чем была суть ее по­д­вига. А потом объяснили, почему именно ее образ надо было ис­поганить - ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утеше­ния от воин­ско­го успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, не­за­висимо от официальной пропа­ган­ды, именно ее выбрало и вклю­чи­ло в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от ре­аль­ной биографии, стал служить одной из опор самосознания на­шего народа».

Сергей Кара-Мурза, "Манипуляция сознанием"
Насильственная смерть одного человека осмысляется как основа идентичности целой группы и задает для нее как ценности, так и образ врага

Бенедикт Андерсон пишет, что наиболее выразительными памятниками нововременных национализмов становятся монументы в память погибших на войне или могилы неизвестного солдата.
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Anderson, B.
(1983) Imagined Communities. Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. Verso.
В этом смысле память о первой и второй мировых войнах сегодня лежит у истоков национальных идеологий множества современных стран, о чем свидетельствует и квазирелигиозный характер культа Победы в современной России с его ежегодными празднествами, художественной продукцией и многочисленными культовыми инициативами вроде «бессмертного полка». Это же касается и, например, защитников Брестской крепости или 28 панфиловцев.


Думаю, что к эпическим советским героям - и к молодогвардейцам, и к панфиловцам, и к Зое - надо относиться, как в церкви относятся к канонизированным святым.
V
Итог
Модель учредительной жертвы позволяет объединить в один кластер целый класс феноменов, которые обычно во избежание конфликтов опасаются даже сравнивать между собой. Она позволяет проследить структурное сходство между такими вроде бы разными вещами, как христианским мученичеством, строительными жертвами и культом жертв пивного путча: в каждом случае чья-то смерть осмысляется как фундамент чего-то нового, будь то церковь, стена или нация. Отметим, что сами по себе жертвенные механизмы являются простой культурной данностью, и обнажающая их модель не предполагает этической их оценки.
  1. Anderson, B. (1983) Imagined Communities. Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. Verso.
  2. Semelin J. Purifier et détruire. Usages politiques des massacres et génocides, Seuil, 2005.
  3. Weaver, D. (2001) Violence in Christian theology // CrossCurrents, Vol. 10 (Summer 2001).
  4. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
  5. Жирар Р. Я вижу Сатану, падающего, как молния. ББИ, 2015.
  6. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. М.: Индрик, 2004.
  7. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2004.
  8. Рапопорт Ю.А. Космогонический сюжет на хорезмийских сосудах // Средняя Азия в древности и средневековье. М.: 1977. С. 58-71.
  9. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М.: 1965.